Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Сделать лодку своими руками
07:52
Сделать лодку своими руками
загрузка...

ля изготовления любой лодки тоже главное понять саму сущность и тогда изготовление лодок неважно с какой обшивкой и из какого материала, не будет проблемой.
Начнем с изготовления модели лодки-берестянки. Для этого отрежем прямоугольный кусок плотной бумаги с соотношением сторон 2 к 5. Большую модель делать не надо. Теперь согнем листок бумаги вдоль, так чтоб получилось 1 к 5. У лодок носы немного закруглены от киля к верху, закруглите ножницами и Вы. Теперь склейте кромки носа и кормы. Шов склейки должен быть поменьше, но надежным. Теперь приготовим спички для изготовления распорок. Можно поставить две распорки на одной трети от носа и кормы между бортами, получится один тип лодки. Самая низкая высота борта будет посередине лодки. Если же поставить три распорки, поближе к носу, корме и посередине, то получим второй тип лодки, напоминающий индейское каноэ. С приподнятыми носом и кормой и с ровной высотой бортов по всей длине лодки. Соотношение ширины бортов к высоте бортов должно быть примерно 2 к 1, а в поперечном сечении лодка должна выглядеть как полукруг или слабо выраженный овал разрезанный по длинному диаметру.
По этой модели можно видеть, что обшивка лодки состоит из прямоугольного куска (бересты) и раскрой этой обшивки не сложен. С помощью распорок можно придать ту или иную форму, поперечную ширину лодки и высоту ее бортов. Осталось только выяснить некоторые чисто технические секреты устройства.
Были известны лодки-берестянки изготовленные по упрощенной технологии, предназначенные только для разового переезда через реку или озеро. Северные народности плавать как правило не умели, вода опять же холодная, но руки у них были ,,золотые'', времени много и отдельные умельцы могли себе позволить, сделать простенькое транспортное средство для переправы (или музея). Так как других вариантов переправы не предвиделось (или выпить, однако хотелось). В таких, одноразовых лодках-берестянках конечно же охотиться или рыбачить было нельзя, но именно такие лодки имеются в некоторых музеях и выдаются за стандарт в изготовлении.
Для большей безопасности плавания необходимо чтоб ширина (любой) лодки была не меньше 80-100 см, высота бортов не меньше 30 см, длина не меньше 200 см. Необходимо также соединить увеличенную, поперечную остойчивость лодки с легкостью управления и скороходностью.
Несколько слов о поперечной остойчивости лодок. Лодки берестянки и долбленки в поперечном сечении выглядят как полукруг. Кто плавал на таких лодках, тот помнит, что в такой лодке даже повернуть голову, чтоб посмотреть в сторону, уже связано с риском перевернуться. А желание чихнуть или кашлянуть, лучше подавить до выхода на берег.
Остойчивость по крену зависит от формы поперечного сечения корпуса лодки и высоты центра тяжести. Чем ниже центр тяжести относительно бортов лодки и чем шире борта тем больше остойчивость, но больше сопротивления движению. Наибольшая остойчивость по крену у широких плоскодонок, но плоскодонки тяжелы в движении. Лодки берестянки и долбленки с полукруглым в поперечном сечении днищем легки в движении в ущерб поперечной остойчивости. Чтоб сместить центр тяжести как можно ниже и увеличить остойчивость, на таких лодках сидят обычно на днище или на очень низких, относительно днища лодки, сидушках (банках).
В старину лодки берестянки могли быть довольно большого размера. Известны были лодки-берестянки для перевозки грузов, до шести-семи метров в длину и до полутора метров в ширину. Для охоты и рыбалки обычно делали лодки небольших размеров рассчитанные на одного, двух человек.
Даже небольшие, рабочие лодки имели своего рода стандарт. В этой лодке охотник мог спать, спасаясь от кровососущих насекомых, привязавшись к коряге где-то посередине реки. Или укрывшись этой же лодкой во время ночевок на берегу в дождливую погоду. Значит ширина небольшой лодки и высота ее бортов были близки к современным, вышеприведенным, стандартам безопасности. Но при обшей длине лодки в три, четыре метра. Лодка нужна не только для плавания, но и для перевозки пойманной добычи.
Вот такую лодку и возьмем за первый образец. Материал на обшивку можно взять любой, например кусок брезента пропитанный гудроном, лист кровельной оцинковки или отрез линолеума подходящего по размеру. Для строительства лодок применяли еще кору елей и пихт, но все же рассмотрим в качестве обшивки бересту.
Чем старше береза, тем толще и грубее на березе береста. Опять же береста бывает ровная по толщине на какой-то части дерева, переходящая ближе к комлю в очень толстую, неровную и грубую форму. Для обшивки нужна ровная и сравнительно гибкая береста. Со здоровых деревьев, с маленькими и короткими черными черточками, без сучков, наростов и древесных грибков. Найти березу с такой берестой целая наука. Береза должна расти в смешанном лесу, но не на болоте и не на сухом месте. Береста снимается с живых деревьев в конце мая, начале июня. В это время достаточно подрезать кору до зеленого слоя и поддев ножом, содрать с дерева кусок бересты нужного размера. После снятия бересту распрямляют, складывая в стопки под грузом.
Найти березу, подходящую по всем параметрам, да еще с куском коры подходящего размера для постройки лодки очень сложно, поэтому берут меньшие по размеру куски и сшивают в полотнище нужной величины. Сшивают бересту как по ширине, так и по длине, но швов должно быть как можно меньше. Внутренние слои бересты идут наружу, а белый, наружный слой бересты идет внутрь лодки.
Теперь о размерах полотнища на обшивку. Ширина полотнища подсчитывается так, ширина будущей лодки умножается на полтора и получаем нужный размер. Где высота борта равна половине ширины лодки.
Пример: ширина лодки 100 см, значит ширина полотнища 150 см и высота борта 50 см.
Для того, чтоб получить такую ширину бересты береза должна быть тоже 50 см в диаметре.
Видите как просто. Диаметр дерева 50 см, значит высота бортов тоже 50 см, а ширина лодки 100 см. Диаметр дерева 40 см, значит высота бортов тоже 40 см и ширина лодки 80 см. С линолеумом еще проще, ширина полтора метра, значит ширина лодки 100см, высота бортов 50 см и сшивать полотно по ширине или длине не надо.
Сшивают между собой куски бересты корнями хвойных пород деревьев. У елки, сосны и кедра корни расстилаются под самой поверхностью почвы и чтобы напитать соками дерево, эти корни бывают по десять и более метров длиной. Корни можно собирать на берегах рек, озер, оврагов и возле выворотней поваленных деревьев. Нашли такой корень и тянем его вытягиваем из под земли. Такие длинные, гибкие и прочные корешки пригодятся для многих дел. Ловушки на птиц, раков или на рыбу можно сплести. Корзинки неплохие получаются. Из ивовых веток плетешь, так ветка только началась и тут же кончилась, опять наставляй новой веткой. А с длинными корнями никаких проблем, плети да плети. О плетение поделок из корней расскажу отдельно, пока расскажу, как этими корнями шьют бересту.
Корни нужны длинные и тонкие. Для шитья лодок-берестянок и двухметровых отрезков бывает достаточно. Свежие корни диаметром 3-5 мм очищают от коры, обрезают ответвления, счищают сучки и выступы, делая корень по всей длине одинаковой толщины. Если сможете, то корни надо расколоть вдоль на две полоски, с помощью деревянного клинышка-колунка и замачивают в воде для большей гибкости.
Сшивают бересту корнями примерно так же как толстую ткань. Иголку с ниткой протаскивают через отверстие (от иглы) с одной стороны ткани на другую и через какое-то расстояние (шаг) иголку с ниткой протаскивают обратно. Через то же расстояние (шаг) иголку втыкают в ткань и вытаскивают иглу с нитью с другой стороны и т.д. пока шов не закончится. Для большей прочности, прямо по этому шву нужно прошить еще раз, проводя нить зеркально первой. То же и при шитье корнями, можно шить выше описанным способом, можно и другими. Главное шить не ближе 2-3 см от края бересты и с шагом в 2-3 см. Чем меньше отверстий, тем лучше. Все отверстия потом придется герметизировать смолой.
Кстати выражения шить борта, обшивка судна и крой обшивки начинались именно с шитья корпуса плавательного средства корнями. Корнями сшивали деревянную обшивку, из досок, и довольно крупных судов в старину. Корнями шили морские ладьи поморов до середины 19 века. И до начала 20 века шили борта лодок по всей Сибири. Такое крепление считалось более прочным и надежным, корни то не ржавеют, но и к сожалению более сложным. Крепление обшивки металлическими болтами и шпильками делается намного проще и быстрей. Наша задача поверить в прочность крепежа из подручных средств, в том числе и корнями, и научиться применять такой крепеж. Особенно в тех случаях когда других вариантов не предвидится.
Есть еще крепление деревянными шпильками. На всякий случай объясню, что это такое. Надо, например соединить две доски, сделать из двух досок одну, но в два раза толще. Досочки можно прибить друг к другу гвоздями, если же гвоздей нет, то можно просверлить сквозь обе дощечки отверстие и забить в отверстие деревянную палочку (шпильку). Гвозди будут покрепче и мороки меньше, но если забить побольше шпилек, то тоже будет довольно прочное соединение. Шпильки можно забивать и в глухие отверстия. Но на том конце шпильки, что войдет внутрь отверстия надо сделать крохотный расщеп и воткнуть туда крохотный клин. Как только клин дойдет до упора, он начнет расклинивать шпильку и хорошо забитую шпильку извлечь уже будет невозможно. Еще лучше шпильки сделать слегка коническими и клинышек вставлять в тонкий конец, тогда соединение будет еще прочнее. Торчащий кончик шпильки подрезают вровень с поверхностью.
Есть три способа постройки лодок:
-Первый, непосредственно на шпангоуты накладывают доски обшивки, объединяя каркас и обшивку. Так делают деревянные и металлические лодки.
-Второй, строят каркас лодки и обтягивают его обшивкой. Так изготавливаются эскимосские каяки, на деревянно-костяной каркас (скелет) натягивают сырые шкуры обшивки (или просмоленный брезент).
-Третий способ, когда внутри обшивки строят скелет обшивки. Так делается лодка-берестянка.
Чтоб было понятней, мы сначала построим лодку-берестянку теоретически (прочитаем эту статью до конца) и только затем перейдем к практике.
Помните, как Вы делали модель лодки берестянки из бумаги? С постройкой настоящей лодки, все то же самое. Расстилаем обшивку, закрепляем обшивку по краям длинных сторон рейками для прочности. Обшивку складываем пополам, прошиваем нос и корму, ставим распорки и закрепляем внутри шпангоуты.
Теперь поясняем некоторые конкретные детали в постройке. Бересту обшивки, по длинному краю, скрепляют двумя рейками на деревянных шпильках, либо обе рейки с зажатой между ними берестой, обшивают (через край) корнями. Рейки (2х3см) строгаются из стволиков молодых деревьев. Обшиваем двумя корешками, одним обшиваем по часовой стрелке, другим против. Концы корней для обшивки, прячут под ближайшими витками. Если есть возможность, то рейки лучше сделать из древесины ели, ель гибкая, легкая и хорошо обрабатывается.
Все дополнительные детали: шпангоуты, носовой и кормовой загиб киля, планки для подстилки под шпангоуты и стлани тоже хорошо бы сделать из расколотых вдоль дощечек ели. Ель растущая на ровном месте и в густом лесу прямослойная, почти без сучков до нижних веток, хорошо колется и в радиальном, и в тангенциональном направлении. Из таких елей получаются хорошие лыжи и доски для легких, деревянных лодок.
Итак полотнище бересты окаймленное с длинных сторон рейками, складываем пополам, рейка к рейке. Вырезаем закругление на носу и корме, и по этим закруглениям делаем носовой и кормовой загибы киля. Киля у лодок берестянок нет, есть только начало и конец этого киля. А нос и корма зависят только от того как в лодку лодочник сядет. Если спереди нос, то за спиной значит корма.
Свеже срезанную палку, 3-4 см в диаметре, или хорошо отмоченную еловую рейку сгибаем по закруглению, излишек палки (рейки) пойдет на киль. Получилась та самая загогулина. Про слово такое слышали, вот теперь и увидели. Чтоб загогулина не выпрямилась, ее связывают веревкой. Когда древесина загогулины высохнет, веревку можно будет снять. Загогулину вставляют внутрь берестянки, на нос или корму, и корнями через край пришиваем двойным швом, сначала по часовой, потом против. Все как на модели.
Осталось вставить распорки и шпангоуты. Начнем с распорок. Их лучше сделать из тонких досочек. На концах распорок сверлятся отверстия (и корнями) распорки привязываются к рейкам через край. Для большей прочности крепления, концы распорок слегка затачивают, а в рейках на бортах делается углубление. Распорки вставляются в углубления и затем привязываются.
Осталось вставить шпангоуты, но тут две проблемы. Первая, береста слишком слабый материал и его можно запросто продавить каблуками, опять же налетев на корягу или камень берестяную обшивку тоже можно порвать. Поэтому между шпангоутами и обшивкой, по дну и по бортам лодки прокладывают тонкие планки-досочки.
Дошла очередь до шпангоутов. Шпангоуты, ,,С'' образные палки, делаются из гибких веток или еловых планок. Концы шпангоутов слегка затачивают, вставляют в предварительно сделанные углубления в рейках и спинкой прижимают планки-досочки к бортам и дну лодки. Шпангоуты ставятся по всей длине лодки с интервалом 15-20 сантиметров. Внутренние рейки на обшивке-бересте, делают сразу с небольшими углублениями.
Осталось загерметизировать отверстия на лодке и сделать стлани на дно лодки. Стлани это настил из тонких досочек. Дощечки стланей переплетаются корешками и получается одна деталь. В процессе эксплуатации лодки, на дно лодки попадает вода и пока эта вода под стланями, в лодке сравнительно сухо. На берегу лодку переворачивают, воду из лодки выливают, стлани вытаскивают и просушивают отдельно.
Герметизируют отверстия смолой хвойных деревьев. Чистая смола хрупкая, поэтому ее смешивают с золой растений один к одному и пока смесь еще мягкая делают шарик и этим шариком затыкают отверстия. Затем раскаленным камешком (или железкой) прижигают, проваривают, запаивают лишние отверстия.
При изготовлении лодки из линолеума, шитье обшивки делают веревками, распорки, шпангоуты, планки под шпангоуты, стлани и рейки делают из соответствующей по толщине фанеры, а герметизацию проводят гудроном.
Как уже писал выше береста снимается только раз в году, в остальное время года можно сделать лодку-долбленку. Кстати на изготовление лодки-берестянки и лодки-долбленки примерно одинакового размера уходит и времени примерно одинаково, 3-4 дня. Берестянка легче по весу, долбленка проще в изготовлении.
Лодки-долбленки бывают двух типов. С разведенными бортами и без разводки бортов. Лодки без разводки (первый тип) делают из толстого ствола тополя, осины, кедра, сосны, дуба и т.д. Сразу вырубают и долбят лодку нужных размеров. Для лодок (второго типа) с разведением бортов дерево, только тополь или осину, берут в два раза тоньше, но после разводки бортов лодка по своим размерам получается такая же как первая с неразведенными бортами. А если по бортам лодки (с разведенными бортами) нашить доски, то лодка по своим размерам может получиться даже больше лодки первого типа сделанного из дерева большей толщины. Помимо очевидной экономии древесины, важно то, что второй тип лодки (с разводкой бортов) можно сделать там где не растут толстые тополя и осины. Вообще-то долбленки без разводки делают и из тонких стволов дерева. Иные лодки получаются такие узкие, что лодочник усаживается туда с трудом. Такие узкие лодки или снабжаются балансирами, или без балансиров из-за своей неустойчивости обзываются лодками-душегубками. Лодочники с опытом, на таких лодках ездят даже стоя, но все равно для таких мастеров пара купаний за выезд это нормальное явление.
Лодку-долбленку с последующим разведением бортов делают изначально в виде трубы. Чтоб было понятно, как должна выглядеть готовая, но с не разведенными бортами лодка, сделаем из бумаги модель. Модель сделаем точно такую же как и первый раз и разведем борта двумя распорками. Получилась лодка с высоким носом и кормой. Попробуйте подравнять по высоте нос и корму с бортами, теперь сверните борта в трубочку. Между бортами на полноразмерной заготовке будет просвет около 10-15 сантиметров, это на модели надо учесть. Если все учли и модель свернули как надо, то на модели можно увидеть как будет выглядеть полноразмерная лодка до разведения бортов.
Сначала обычным топором обрабатывается наружная часть лодки. Затем лодку расчерчиваем сеткой линий с шагом в 10 сантиметров и в точках пересечения линий сверлим отверстия. Диаметром 5-7 мм и глубиной 25-30 мм. Глубина отверстий должна быть строго одинаковой, это будет будущая толщина стенок Вашей лодки. Сразу определитесь, какую конкретную толщину выбираете. В отверстия плотно вставляются кусочки коры. Во время долбления и выборки древесины появление таких цветных маячков подскажет Вам где продолжать работу, а где пора заканчивать углубляться в древесину. Для выборки древесины применяются обычные, широкие долота и специальные топорики-кирки с поперечными лезвиями. Такие топорики-кирки отковывают из обычных молотков или слегка перетачивают молотки-кирочки для каменщиков, что намного проще.
Долбление лодки или работа по выемке древесины, только споначалу кажется сложной. Если инструмент острый и достаточно удобный, то работа идет быстро. Проблема с разведением бортов. Такое разведение получается даже у опытных мастеров через раз. Так что приготовьтесь заранее выдолбить еще одну заготовку для лодки или две...
Самый простой и почти стопроцентный способ разводки бортов это недельное отмачивание всей лодки в воде. По мере разведения бортов между бортами вставляют все большие по длине распорки и так до конца разведения.
Более быстрый способ это запаривание лодки. В лодку наливают воды и в воду бросают раскаленные на костре камни, заставляя воду в лодке кипеть. Заодно разводя борта и вставляя распорки.
Второй вариант, лодку на ночь целиком замачивают в воде. Утром лодку вытаскивают на берег, переворачивают вверх дном и под лодкой, по всей длине разводят небольшой костер. Распаренную лодку переворачивают и разводят борта. Времени на горячую разводку не более пяти минут, если не успели придется повторить... За эти пять минут надо раздвинуть борта на пару сантиметров, если больше, то борта треснут, и вставить распорки. Палки для распорки бортов надо сделать заранее и много разных по размеру.
Помимо распорок в лодке долбленке необходимо закрепить несколько мощных шпангоутов из кривых веток, обтесанных по форме днища. Иначе лодка опять сожмется. Шпангоуты крепят деревянными шпильками или пришиваются корнями.
Для передвижения на берестянках и долбленках применяют однолопастное весло, которым гребут с одной стороны лодки. После гребка лодку веслом подправляют по курсу. Такой способ гребли сначала кажется сложным, но когда научитесь, то именно такая гребля одним веслом оказывается наиболее удобной. Сидишь в лодке вперед лицом, движения во время гребли плавные и скорость плавания достаточно быстрая. При движениях вверх по перекатистым рекам пользуются шестом. Шестом тоже толкаются с одной стороны лодки. При перекидывании шеста или весла на другой борт стекающая с них вода будет в лодке. По перекидываниям также определяется визуально степень мастерства лодочника. У начинающего чайника перекидываний (шеста или весла) много.

Поделки для сада своими рукми

Категория: Поделки для сада, дачи, огорода мастер класс | Просмотров: 7037 | Рейтинг: 1.0/1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.