Главная » 2011 » Ноябрь » 27 » Постройка яхты своими руками
08:12
Постройка яхты своими руками
загрузка...

Для целей малого судостроения рекомендуется фанера, слои которой склеены между собой фенольным клеем. В самом доступном отечественном варианте такая фанера именуется ФСФ и как правило, изготовлена из березового шпона. Чтобы свести к

минимуму шпаклевание и шлифование, фанеру желательно брать "верхних" сортов и в идеале шлифованную. Как выяснилось, за истекшие с прошлой закупки шесть лет ситуация на рынке фанеры заметно ухудшилась. Фанерный завод на неоднократные звонки о такой фанере стабильно отвечал отказом ("не пользуется спросом"), на строительных базах, в рекламе которых она присутствует, эта фанера всегда "только что закончилась". В конечном итоге мне это наскучило, да и жаль было из-за каких-то трех листов брать на работе отгул и договариваться с транспортировкой. В итоге я приобрел три листа фанеры марки ФК на ближайшей стройбазе. Особо на этот счет не комплексовал - когда-то у меня были опыты ее испытаний по схеме ФСФ и деламинирования ни разу не происходило, несмотря на меньшую водостойкость шва карбамидного клея. Тем более это не принципиально для лодки, которая в воде предполагает бывать лишь периодически. При отборе листов требовалось обратить внимание на их торцы со всех сторон - в штабеле имели место экземпляры с нестыковкой внутренних слоев шпона в виде сквозных щелей от края до края. (Продавцов вопрос о ценах на сорта "шестерки" поставил в тупик и пришлось им продемонстрировать штампы на листах из разных штабелей - II/III и СР/СР (экв.III/III). Как ни странно, но фанера с неблагозвучным названием СР/СР имела вид куда как лучше, чем II/III - у нее напрочь отсутсвовали крупные сучки и отверстстия от мелких, а из "дефектов" имелось только по паре эллиптической формы заплаток с той и другой стороны ). Фанеру, чтобы не создавать проблем с транспортировкой, я раскроил прямо на стройбазе.

Все западные проекты таких маленьких лодок предлагают раскрой заготовок с минимизацей отходов для стандартных листов 4х8 футов (1200 х 2400), которые у нас не всегда доступны. Первое следствие из этого - необходимость оптимизации раскроя для листов 1525 х 1525, второе - неизбежность усовых соединений фанеры . Операция мной ранее не выполнялась , поэтому некоторое беспокойство имело место . Быстро выяснилось, что в процедуре нет никакой мистики и на заусовку четырех стыков (два борта плюс два днища ) ушло всего пара часов. Сам "ус" каждой из заготовок обработал по-отдельности торцевым рубанком, окончательно - ленточной шлифмашинкой. Листы склеивал прямо на полу гаража, на который положил в месте стыка кусок полиэтилена. Для запрессовки приколотил стык мелкими гвоздями к деревянному полу, после полимеризации клея стык обработал шлифмашинкой.

При раскрое я намеренно (можно даже с приставкой "зло-") не стал применять на этой операции никакой электроинструмент - только острые ножовка и торцевой рубанок. Выпиливание с припуском 2-3 мм и чистовая обработка рубанком двенадцати деталей корпуса отняли три часа. Чтобы корпус не получился "косым", симметричные его детали (борта , половинки днища) рекомендуется приложить друг к другу, скрепить струбцинами и в таком виде обработать по периметру рубанком или шлифмашинкой. В моем случае ошибки разметки у этих деталей на криволинейных участках составили не более 5 мм - по причине способа рисования этих кривых (гибкая рейка , прибитая по точкам с шагом 500 мм). Можно было взять из Автокада и промежуточные значения, но по моему мнению, такая точность здесь совершенно не нужна.

Для сшивания имеющихся деталей существует много способов и литература не настаивает на каком-то одном из них. Чаще всего упоминаются мягкая стальная и медная проволока, пластиковые кабельные стяжки, прочные нитки, рыболовная леска, армированный скотч, клей-расплав и т.п. До начала процесса "штопки" следует провести небольшую подготовку. Во-первых, у двух половинок днища надо снять внутреннюю фаску по линии киля (как вариант - скруглить) (Рис.1) . Необходимость этого заключается в том, что иначе площадь контакта "угол-угол" окажется слишком мала и два листа будут непременно стремиться разъехаться с образованием нахлеста. После этого два листа кладутся друг на друга, скрепляются струбцинами и на расстоянии, равном толщине листа плюс 3 мм от края в них сверлятся совместные отверстия под стяжки с шагом около 100 мм. Там, где фанера будет подвергаться значительному изгибу (в носовой части), шаг можно уменьшить. Непосредственно за этой операцией, не снимая струбцин, в отверстия можно установить первые стяжки. Их можно приготовить заранее, нарезав проволоки и согнув в виде буквы U.

Операцию по "пришиванию" бортов при малых размерах корпуса (как в моем случае) можно проделать в одиночку, с ростом размеров число необходимых помощников увеличивается. Начинать лучше с носовой оконечности, продев предварительно стяжки по стыку форштевня. Во избежание возникновения перекосов рекомендуется операцию установки стяжек по скуле делать поочередно по правому и левому борту. Напоследок в корпус вшивается транец. На этом этапе нелишним будет проверить геометрию полученного корпуса на наличие кручения. За край форштевня цепляется рулетка и измеряется расстояние до обеих сторон транца. Если точность вас устраивает (у меня сошлось до миллиметра), можно пройтись еще раз по всем швам и дотянуть ослабленные стяжки.

В одном из выпусков журнала WS EpoxyWorks мне довелось читать отрывок из инструкции по сборке аналогичной лодки , где ее конструктор упоминал о допустимости наличия на этом этапе в корпусе щелей до 6 мм . Тем , кто мечтает о лазерном раскрое , хочу доложить - я не нашел по всем швам такого места , куда можно было бы просунуть лезвие бритвы .

Два корифея, по книжкам которых я осваивал технологию, имели разные точки зрения на защиту фанеры от гниения. Уитт настоятельно советовал применять антисептики, а Девлин уповал на покрытие фанеры эпоксидной смолой (учитывая его склонность к смоле WestSystem, нетрудно догадаться о причинах). Но так как первый автор предупреждал о недопустимости попадания антисептиков на те места, которые впоследствии будут склеиваться, то я и принял решение следовать второму. Тем более что лодка предполагалась для гаражно-домашнего хранения. В отношении применения антисептика после укладки галтели и двойного армирования у меня имелись подозрения, что днище на том этапе будет изнутри основательно измазано смолой (так впоследствии и вышло) и антисептик впитаться не сможет. Поэтому сразу после сшивания я обильно покрыл корпус изнутри эпоксидной смолой, пользуясь кистью и феном.

и,т,д

Поделки для сада своими рукми

Категория: Поделки для сада, дачи, огорода мастер класс | Просмотров: 2616 | Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Копирование материалов только при условии размещения активной ссылки.